Вы уже знаете, что убеждения, связанные с деньгами могут появляться у нас разными путями, один из которых – это межпоколенная передача.

Времена давно изменились, а мы по-прежнему можем жить по принципам, сильно мешающим нашему благосостоянию.

Давайте посмотрим, что может оказывать незаметное влияние на взаимоотношения с деньгами.

Начнем с поколения бабушек и дедушек. Для меня это люди, рожденные в 30-40х годах.

Времена страшные и трагические, одновременно победные и грандиозные.

Именно это поколение раскулачивали, уплотняли, репрессировали. Они строили и возводили, открывали и осваивали. Это они пережили индустриализацию, коллективизацию, оккупацию.

Денег в их мире практически не существовало, зато идеологии было в избытке.

Практически ничего нельзя было купить, можно было только получить – и потерять, независимо от любых твоих действий.

Человек, хоть как-то пытающийся обозначить свои интересы, немедленно назывался эгоистом. Они вкалывали день и ночь и никогда не спрашивали: «А что мне за это будет?» Не посадят, не расстреляют, не сошлют – и на том спасибо.

Они обладают исключительными навыками выживания в экстремальных условиях, демонстрируют чудеса экономии, замечательно умеют работать, но совершенно не умеют отдыхать, заботиться о себе.

И детям они передавали соответственные навыки: как организовать безотходное производство и никогда ничего не выбрасывать. Ни единой нитки, ни одного ржавого гвоздика, потому что никто не знает, что будет завтра.  Именно у них мы научились перешивать одно пальто тридцать лет подряд, а под конец сшить из него одеяло на дачу.

Еще одна их особенность- привычка во всем полагаться на государство.

Но, также это поколение самозабвенного служения делу, верности, друзьям, привычки к самообразованию и сознательному приобщению к культуре. Прекрасное, мощное поколение, с невероятными навыками выживания.

Хотя многие убеждения, унаследованные у него, лучше бы оставить в прошлом.

Теперь рассмотрим, что мы унаследовали от следующего поколения 40-60х, которое принято называть «шестидесятниками».

Время Шурика, БАМа, дефицита всего, стабильности и предсказуемости, обернувшееся для людей колоссальными потрясениями. В их мире деньги были у барыг и фарцовщиков, приличные люди работали или «за интерес», или потому, что не работать было нельзя – это тунеядство. Работники делали вид, что работают, потому что хоть ты пашешь, хоть ты вяжешь на рабочем месте – на зарплате это никак не сказывалось.

Вся их энергия, способности, таланты реализовывались совсем в других сферах: врачи и радиоинженеры, химики и биологи сочиняли музыку, экономисты ходили в походы по горным рекам, врачи  писали сатирические монологи.

Перестройка пришлась на их зрелый возраст. И они, в массе своей, оказались совершенно не готовыми к новым экономическим отношениям, особенно мужчины с высшим образованием. Они могли уйти в депрессию, залечь на диван на несколько лет или до последнего не уходить с тонущего корабля НИИ, в котором зарплату перестали платить полгода назад.

Женщины оказались более адаптивными и стали искать пути и решения: стали «челночить» и открывать собственные крошечные бизнесы.

А для кого-то перестройка стала практически открывшимися вратами в рай. Миллионы наживались и терялись в течение месяца. Квартиры, машины, заграница- от возможностей кружилась голова. Передать своим детям внятный, последовательный, устойчивый финансовый сценарий не представлялось возможным.

И сейчас этим детям 35-45 лет. Это мы и есть — молодые и не очень родители современных детей, с очень разным жизненным опытом, с различными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, и с огромным желанием вырастить счастливых, успешных, финансово грамотных детей.

У нас есть и свой опыт: мы мирно воспитывались в условно «безденежное время», пережили перестроечный хаос, застали бандитские девяностые и сейчас пытаемся догнать западный мир по финансовой грамотности.

А какие вам достались убеждения от родителей, и что вы вынесли из собственного опыта?